Виды нарушений звукопроизношения у дошкольников

Подготовила   
Елизавета Александровна Пономарева,
учитель-логопед

Скачать PDF >>>

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. В большинстве случаев нарушаются следующие группы звуков:

Если у ребенка нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные, такое нарушение звукопроизношения определяется как простое. Если нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие, то нарушение звукопроизношения определяется как сложное.

Все дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в следующих вариантах:

  1. Полное отсутствие звука (например, [Р] или [Л]) в речи ребенка. В этом случае он говорит ЫБА вместо РЫБА и АМПА вместо ЛАМПА. Этот вид нарушений встречается в возрасте 5-6 л.
  2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук [Р] может заменяться на [Л], а звук [Ш] – на [С]. В этом случае ребенок говорит ЛЫБА вместо РЫБА и СУБА вместо ШУБА, однако эти замены также наблюдаются в более позднем возрасте.
  3. Искаженное произношение звука, классическим примером чего является «картавое» [Р]. В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком – ребенок произносит именно звук [Р], но произносит его искаженно. Сюда же относится хлюпающее и межзубное произношение звуков. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно.
  4. Смешение в речи двух правильно произносимых звуков. При этой разновидности нарушения, ребёнок не всегда верно употребляет их в речи (говорит то рыба, то лыба; то суба, то шуба). Причиной смешения звуков является недостаточная сформированность фонематического слуха, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (между с и ш).

Возрастной «нормой» звукопроизношения до определённого возраста можно считать только полное отсутствие звука или его замену другим звуком. Но после 5-6 лет эта «норма» уже перестаёт быть такой и переходит в разряд «звуковых замен», которые в дальнейшем отражаются на письме.

Специалисты выделяют несколько уровней неправильного произношения звуков.

Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу («Послушай, как воздух свистит, когда выходит из насоса – ссс. Посвисти и ты так»).

Второй уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно. Иногда может повторить его в отдельных простых словах, но искажает или пропускает во всех словах и во фразовой речи, т. е. правильный звук есть, но он не автоматизирован.

Третий уровень. Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно. Наиболее часто дети смешивают звуки с – ш, з –ж, с' – щ, ц – ч, л – р, б – п, д – т, г –к. Предложенную ребенку фразу: «Бабушка сушила мокрое белье на веревке» он может произнести так: «Бабушка сусыла мокрое белье на велевке».

Неправильное произношение звуков у детей наблюдается в младших группах детского сада. Однако в этом возрасте нарушения звукопроизношения являются временными (физиологическими), обусловленными недостаточной сформированностью речевого слуха или артикуляционного аппарата. При условии осуществления в детском саду и дома комплекс систематических мероприятий по формированию правильного произношения детей – когда взрослые, разговаривая с малышом, не употребляют детских словечек, а дают ему правильные образцы речи – постепенно нарушения звукопроизношения нивелируются. Однако уже и в этом возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков.

Патологические нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи,
и от ее своевременности будет зависеть
успешная подготовка его к обучению в школе.