-
Категория: Страничка логопеда
- Обновлено 22.10.2018 10:06
- Создано 10.03.2016 12:08
- Дата публикации
-
Автор: Администратор сайта детского сада "Белоснежка"
Подготовила
Елизавета Александровна Пономарева,
учитель-логопед
Скачать PDF >>>

Самыми распространенными причинами недостатков звукопроизношения являются:
- Неправильное строение артикуляционного аппарата,
- Укороченная уздечка языка (подъязычная связка),
- Слишком большой, неповоротливый язык, либо, наоборот, слишком маленький и узкий.
- Дефекты строение челюстей, ведущие к аномалиям прикуса Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов.
Прогнатия - верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате нижние передние зубы не смыкаются с верхними.
Прогения - нижняя челюсть выступает вперед, т.е. передние зубы нижней челюсти оказываются перед передними зубами верхней челюсти.
Открытый прикус - между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. 
- Неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к нарушению звукопроизношения. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи может попадать в эти расщелины, искажая звукопроизношение.
- Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое (готическое) небо препятствует правильной артикуляции многих звуков.
- Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков.
- Неправильное произношение наступает также вследствие недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана, также и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.
- Неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под детскую речь или умиляясь забавному лепету ребенка, долгое время сюсюкают с малышом, а это задерживает развитие у него правильного звукопроизношения.
- Дефекты звукопроизношения могут возникнуть и вследствие подражания. Вредным, как правило, оказывается постоянное общение ребенка с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Ребенок может также подражать искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особенно вредно для детей постоянное общение с людьми, чья речь неясна, косноязычна или слишком тороплива, а иногда просто пронизана диалектичными особенностями. Может плохо сказаться на речи ребенка и пребывание в двуязычном окружении.
- Часто причиной неправильного звукопроизношения у детей оказывается так называемая педагогическая запущенность. Если взрослые не обращают внимания на развитие правильного звукопроизношения ребенка, не поправляют его ошибок в речи, сами не произносят звуки четко и правильно, не привлекают внимание малыша к правильному произношению того или иного звука, то в этом случае его речь, не подвергаясь необходимой коррекции со стороны взрослых, тормозит нормальное развитие произношения ребенка.
- Дефекты звукопроизношения у детей могут быть обусловлены и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками. Например, дифференциация звонких и глухих, мягких и твердых, свистящих и шипящих звуков (с-з,с-ш,р-л и т. д.). В результате надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения у детей.Такие недостатки в дальнейшем могут стать причиной нарушений чтения и письма.
- Нарушение звукопроизношения у детей может быть вызвано и снижением слуха. Тугоухостью объясняется до 10% случаев нарушения звукопроизношения. Чаще всего при этом страдают дифференциация шипящих и свистящих, звонких и глухих согласных.
- Причиной тяжелого и длительного нарушения звукопроизношения может быть и недостаточное умственное развитие ребенка.
Важно своевременно обследовать речь ребенка с отклонениями в произношении –
не ранее 4 и не позднее 5 лет.
